Kyшa Mиpтoв (kusha) wrote,
Kyшa Mиpтoв
kusha

Category:

<интенсивная география, расцвеченные онтологии, раскрашенные сети>

Послевоенное развитие наук об обществе было возрастающим осознанием того, что все они в том или ином виде являются науками о Земле. Действительно, всё, что изучают эти науки, изучается как происходящее или происходившее на Земле (об обществах вне Земли мы пока что знаем немного), — этот простой факт, как правило, ускользал от внимания ранних исследователей. В этот же период география постепенно поворачивается от рассмотрения экстенсивных величин к рассмотрению интенсивных, таких как «единства обстановки» Дебора, «гетеротопии» Фуко, «не-места» Оже и пр. Иными словами, чем больше социальные науки становились картирующими науками (апогей — акторно-сетевая теория), тем больше география становилась гуманитарной (то есть обнаруживала социокультурное, рассеянное по земной территории). Неслучайно современное гуманитарное знание структурируется внутри себя как бесконечная, расширяющаяся вширь и вглубь карта (возникновение всевозможных studies и studies studies): это структурирование подчиняется примату географии как новой парадигмы, переупаковывающей всё предшествующее знание о человеке, — как де-факто новой царицы наук.

Однако сегодняшняя географическая наука, кажется, ещё не совсем поняла, с чем имеет дело, не до конца различила для себя понятия экстенсивности и интенсивности. Ключ к этому различению даёт живопись (точнее, живописный абстракционизм): экстенсивность — это форма, интенсивность — цвет. Экстенсивная география, изучающая отношения на плоскости, графична, она не знает цвета; интенсивная география вносит краску в пространство, расцвечивает карту. Например, гетеротопии у Фуко — это синие и жёлтые места, то есть места, выпадающие из промежуточного цветового спектра (скажем, кладбища и фестивали соответственно). Недостаток всех «плоских онтологий», наследующих экстенсивной географии (типа акторно-сетевой теории), в том, что размещённые на плоскости акторы (точки, пятна) бесцветны или серы, они не схватываются в своём внутреннем центростремительном или центробежном движении (подобно ультрамарину и кадмию). Нужны расцвеченные онтологии, раскрашенные сети, передающие качественные напряжения, «вибрации» объектов и отношений. Далее на основе этих карт интенсивностей географами должен быть написан план их (интенсивностей) гармонизации, который был бы формально неотличим от работ Кандинского или Ротко.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments